Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Наталья Солженицына. Очистить души


 Наталья Солженицына. Очистить души

Наталья Солженицына

Очистить души

Супруга писателя Наталья Солженицына подготовила сокращённый до одного тома «Архипелаг», который и войдёт в школьную программу.

 

Весной 2011 г. российские старшеклассники начнут изучать одну из самых важных книг, написанных в России в ХХ веке, — «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына. Супруга писателя Наталья Солженицына подготовила сокращённый до одного тома «Архипелаг», который и войдёт в школьную программу.

Какой ценой далась ей эта работа? Нужно ли рассказывать молодёжи о чёрных страницах нашей истории? Как можно победить нынешнюю криминализацию душ? Об этом шла беседа за чашкой чая у главного редактора «Аргументов и фактов» Николая Зятькова.

 

«Эта книга — о нас!»

«AиФ»: — Наталья Дмитриевна, вы совершили героические усилия, сократив великое произведение. Несмотря на то что у этого варианта «ГУЛАГа», возможно, появятся и противники, я считаю, что очень важно донести до молодёжи эту историю. Наверное, и  жалко, и сложно было сокращать.

Наталья Солженицына: — Труд этот буквально скорбный! На каждой странице застываешь — боязно, невозможно. Ну как я это вырежу! Но всё же «Архипелаг» давал возможность сократить его так, чтобы не нанести урон художественной силе.

«AиФ»: — А с Александром Исаевичем вы обсуждали возможность сокращения?

Н.С.: — Именно он мне это и поручил! Сама бы я никогда в жизни не дерзнула. Он даже сам начинал сокращать — в последний год, уже когда был сильно болен, но… Вообще, вопрос этот возник, ещё когда мы жили в Америке. Александр Исаевич сначала и думать не хотел о сокращениях — ну как собственного ребёнка резать?! Но его всё-таки убедили. В США сокращённая версия вышла в 1985 г.

В России же это случилось только сейчас. Первый сокращённый вариант я послала своим неофициальным экспертам — знакомым, учителям. И они таким наждаком прошлись по моей работе — будь здоров! К примеру, у Солженицына несколько раз упоминается «Кировский поток». Так вот, учителя мне объяснили: современные дети не знают, кто такой Киров. Это меня совершенно сразило! Вспомните, после убийства Кирова была вычищена почти четверть Ленинграда — одних расстреляли, других посадили, третьих помотали на допросах и выслали, четвёртых выкинули с работы. Четверть Ленинграда!


«Архипелаг ГУЛАГ» — книга не о лагерях, а о нашей совести»

 

«AиФ»: — Но ведь некоторые говорят: жизнь и так тяжёлая. Так давайте лучше изучать наши победы, достижения. Не нужно опять погружать детей в эти мрачные годы. Несправедливости и сейчас хватает.

Н.С.: — Да, она цветёт пышным цветом! И именно для того, чтобы бороться с ней, с разграблением страны, с чудовищным социальным расслоением, — для этого и надо изучать наше недавнее прошлое. Совершенно неверно представление, что весь ужас ГУЛАГа — дело исключительно Сталина и его подручных. «Архипелаг» — книга не только о Сталине. Понимаете, в каждом насилии — две стороны. Есть палач, и есть жертва. Те, кто преследует, и те, кто так или иначе позволяет себя согнуть. И участниками репрессий были не одни лишь чекисты, не только те, кто стрелял в подвалах в затылок невинным людям. Были и те, кто доносил на соседей для того лишь, чтобы занять их жилплощадь. А кто-то глухо молчал о происходящем в стране даже у себя дома, боясь, как бы ребёнок  в школе не сболтнул лишнего. И страна — отчасти под террором, отчасти добровольно — согласилась с тем, что с ней сделали. Ну, кто соглашается, того и гнут, и будут продолжать, если мы будем смиренно кивать: ну что поделаешь — обстоятельства! Тогда нас так мучили, теперь мучают по-другому. Но давайте говорить только о хорошем!.. А вот это самоубийство! Потому что таким образом мы не лечим болезнь, а загоняем её внутрь. И внутри она будет гнить! Всё, что происходит плохого с человеком, семьёй, со страной, — это нельзя прятать. Надо осмысливать, пытаться понять — а не было ли в случившемся моей вины? Так что книга эта — и о нас самих.

 

Сердца в сале

«AиФ»: — Абсолютно с вами согласен. Но, к сожалению, многие ведь как думают: пока ты находишься в пассивном большинстве, тебя не трогают. А высунешься, пытаясь протестовать против несправедливости, тебя сразу бац — и в кутузку!

Н.С.: — В этом плане «Архипелаг ГУЛАГ» для сегодняшнего читателя книга очень оптимистичная. Потому что человек, прочитав её, понимает: вот тогда — лишь шёпотом шепотнёшь, и ты уже за решёткой. Сегодня нет у нас ГУЛАГа! Да, вокруг творится масса жестокого, несправедливого, обидного. Но выход не замурован наглухо, и выбраться из этого провала легче, чем из тоталитарной ямы.

«AиФ»: — Конечно, сегодня правду отстаивать не так страшно, как в тоталитарном обществе. К сожалению, людям, которые это делают, тоже приходится рисковать жизнью. Но что самое печальное — общество не то что не смотрит на этих людей как на героев, оно ещё и частенько считает: раз избили, значит, было за что.

Н.С.: — Увы, проблема эта гораздо шире и глубже. Больше трети века я руковожу Фондом Солженицына, куда он отдал все гонорары за «Архипелаг ГУЛАГ» от всех мировых изданий — для поддержки бывших узников ГУЛАГа. Знаете, что я заметила? Как разительно изменилось отношение к узникам да и вообще к людям, терпящим нужду, бед-
ствие, в дореволюционной России и в нынешней. К примеру, лет сто назад никто не садился за пасхальный стол разговляться, пока не отослал корзину с угощением в тюрьму, сиротский дом или соседнюю больницу — «несчастненьким». Даже термин такой был — «несчастненькие». А сейчас кажется, будто русские люди потеряли это веками им свойственное сострадание. Все друг друга подозревают. Произошла чудовищная криминализация не только нравов, но и душ. То ли на сердцах сало наросло, вот и не чувствует сердце больше ни сострадания — ничего! То ли какой-то паршой души покрылись.

Но! Нельзя ностальгировать по прошлому. Многие ведь как думают: раньше я мог детей отправить в летний лагерь, а теперь они, никому не нужные, нюхают клей на Комсомольской площади. Раньше была пусть ерундовая, но гарантированная пайка, и у всех было поровну. И делают вывод, что раньше — в «большой зоне»! — было лучше. Это ошибка! По видимости та система была справедлива (для тех, кого оставляла на свободе). Но на самом-то деле она требовала от человека не только его тело, но и душу. Мы были рабы — и физически, и духовно. Сейчас это не так.

Конечно, я не знаю, как всё обустроить. Я только знаю, что каждый на своём месте должен быть честным и делать всё, что он может. Бороться с несправедливостью настолько, насколько у него хватает мужества и сил. Не халтурить, не халявничать. Перестать надеяться, что власть обеспечит нам нормальную жизнь. Нормальной жизни мы должны добиваться сами. Воспитывать своих детей так, чтобы они росли честными и независимыми, чтобы не смотрели с завистью на соседа по парте, у которого папа ездит на «Лексусе». Надо, чтобы как-то вернулся этот престиж высшего образования, который существовал у нас раньше. Если государство в каком-то безумии изымает из школы гуманитарную составляющую, сокращая уроки литературы, — так дома, мамы, читайте своим детям Пушкина. Учите их рано читать — чтобы они пристрастились к книге ещё до того, как тупо уставятся в телевизор. Вырастите своего ребёнка таким, чтобы он не стал планктоном для криминала. Так что поле деятельности есть для каждого из нас. И тогда, я уверена, мы выберемся. Хотя выбираться будет нелегко.


 

 

Возврат к списку