Наталия Солженицына. Выступление на Российском литературном собрании
Наталия Солженицына
Выступление на Российском литературном собрании
Для нашей страны жизненно важно изменить то жалкое положение, в котором оказалась литература в школе. Если не переломить сегодняшнюю тенденцию — школа, в ее гуманитарном блоке, превратится в массовое воспроизводство невежества.
Мы уже потеряли больше десяти лет, целое поколение. И оно транслирует свою необразованность на поколения следующие: достаточно послушать, каким языком говорят молодые теле- и радио-корреспонденты. Если средний выпускник школы не может грамотно выразить свою мысль или хотя бы пересказать чужую — то аттестат какой зрелости ему выдают?
Уже сегодня в жестком глобальном мире конкурентный выигрыш дают не запасы сырья, а качество образования и творческий потенциал людей. При этом оторвать «физиков» от «лириков», поставить только на первых — стратегия проигрышная, она обернется лишь вторым сортом «физиков», потому что влияние искусства и литературы на интеллектуальные достижения — незримо, но огромно. Эйнштейн говорил: «Достоевский даёт мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс!» — и в этом парадокса нет.
Мне кажется, вернуть в школу выпускной экзамен по литературе, в виде скорее всего сочинения, необходимо. Но механический возврат сочинения, механический возврат отобранных у литературы часов — еще не решат проблему. Она упирается в качество преподавания литературы в школе. Учителя в массе своей задушены еще новой бедой — неслыханной формальной отчетностью, отнимающей все время и пресекающей всякую инициативу. Она была введена как способ контроля над слабыми учителями, но слабых она не усиливает, а сильных — стреноживает.
На Культурном Фронте, в битве за сохранение культуры, литературы, учителя — пехотинцы. Но они не поддержаны тяжелой артиллерией — Телевидением, Кино — и значит их усилия обречены.
А ведь перед ними не менее отчаянно стоит задача воспитания. Поглядим на себя в зеркало — мы стали обществом потребления (только без отлаженных механизмов сдерживания).
Кто же — при том сломе нравственных ориентиров, через который проходит наше общество, — убедит детей, что Добро и Зло — это не отвлеченные понятия, а напряжённая реальность?
И когда общество расколото — единым учебником истории единства не достичь. Это Толстой ответит детям — Чем Люди Живы, это Достоевский научит их состраданию, а на сегодняшние споры о нашем недавнем прошлом именно литература ответит понятно для всех:
ВОЛКОДАВ ПРАВ, а ЛЮДОЕД — НЕТ.