Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Газета «Музыкальное обозрение» признала оперу «Один день Ивана Денисовича» «Событием года»


14.02.2010


 

Газета «Музыкальное обозрение»
признала оперу «Один день Ивана Денисовича» «Событием года»

 

Газета «Музыкальное обозрение» в номере от 10 февраля подвела итоги 2009 года в музыкальной жизни России, определив «События года» и «Персон года». Этот конкурс влиятельное профессиональное издание проводит ежегодно на протяжении 15 лет. За эти годы лауреатами газеты стали около 200 музыкантов и деятелей музыкальной культуры, среди которых Мстислав Ростропович, Ирина Архипова, Галина Вишневская, Валерий Гергиев, Геннадий Рождественский, Юрий Темирканов, Николай Петров, Михаил Плетнев, Владимир Спиваков, Софья Губайдуллина, Родион Щедрин, Александр Чайковский и многие другие ярчайшие «звезды» серьезной музыки.

По итогам 2009 года «Событием года» газета назвала постановку оперы Александра Чайковского «Один день Ивана Денисовича» в Пермском академическом театре оперы и балета им. П.И. Чайковского, особо отметив, помимо композитора, режиссера Георгия Исаакяна, дирижера Валерия Платонова и художника Эрнста Гейдебрехта.

«Музыкальное обозрение» пишет:

«Необычайное духовное воздействие – то, благодаря чему, прежде всего, спектакль Пермского театра оперы и балета стал колоссальным событием. Имя Александра Солженицына на афише послужило тем камертоном, который изначально определил значение спектакля (великий писатель, крайне отрицательно относившийся к перенесению своих произведений на сцену, в кино и т.д., незадолго до смерти в своем письме-ответе на обращение к нему Георгия Исаакяна благословил режиссера на постановку), придал ему высокое этическое звучание.

Тема сталинских репрессий до сих пор остается актуальной в России. И есть особая символика в том, что впервые на русской оперной сцене она зазвучала именно в Пермском крае, одном из самых страшных мест ГУЛага, где последние лагеря для политических узников были ликвидированы в конце 1980-х. В этом смысле опера Александра Чайковского и спектакль Георгия Исаакяна, по словам присутствовавшей на премьере Натальи Дмитриевны Солженицыной, «…это то, в чем нуждаются ушедшие, и в чем нуждаемся сегодня мы. Да, мы не сидим в лагере, но мы плохо устраиваем свою жизнь. Мы остались на пепелище после жуткого ХХ века, и все, что может помочь нам принимать правильные решения и делать правильные поступки, – благодетельно».

Постановка оперы А. Чайковского на пермской сцене привлекла огромное внимание. И это был тот редкий случай, когда оценки критиков были единодушными. Все они отметили блестящий успех композитора: и абсолютно адекватное воплощение подлинного текста повести, и точнейшим образом выстроенную музыкальную драматургию, и великолепную оркестровку, и удивительное единство стиля, сотканного из, казалось бы, малосочетаемых элементов (от барочной чаконы до «деревенских» тембров домры и баяна; от старинных духовных песнопений – до интонационных перекличек с Шостаковичем и Малером; от цитаты из прокофьевского «Ивана Грозного» – до мотивов из массового «музыкального словаря» 1930-1940-х).

Была отмечена редкостная гармония всех составляющих постановки: режиссуры, сценографии, работы художника по свету (Сергей Мартынов); прекрасной работы хора, который Наталья Солженицына назвала «потрясающим» (хормейстер Владимир Никитенков) и солистов, прежде всего, Павла Брагина (Иван Денисович Шухов) и Татьяны Полуэктовой (жена Шухова).

Премьера оперы «Один день Ивана Денисовича», несомненно, стала одним из самых значимых не только музыкальных, но и культурных событий года. Спектакль выдвинут на соискание Национальной театральной премии «Золотая Маска» в семи номинациях: опера/спектакль, опера/работа режиссера, опера/работа дирижера, опера/мужская роль, опера/женская роль, работа композитора в музыкальном театре, работа художника в музыкальном театре».


 

Возврат к списку