Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Александр Солженицын. Твардовский расплачивался за меня


08.07.2010


 Александр Солженицын. Твардовский расплачивался за меня

 

Александр Солженицын

Твардовский расплачивался за меня

Сегодня «РГ» публикует последний неизвестный текст Солженицына о Твардовском
(Российская газета. 2010. 21 июня. № 5212. С. 1)

 

Этот текст о Твардовском, написанный Солженицыным менее чем за месяц до своей кончины (неопубликованная вставка в книгу «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов»), передала нам Наталья Дмитриевна Солженицына. В сопроводительном письме она пишет: «Напечатать к 100-летию Твардовского такое движение души Александра Исаевича нужно, он мне бы не простил, если бы я пропустила, — но ведь на самом деле он был прав, если хотел дописать, дохранить и метнуть «Архипелаг», как пращу в лоб Голиафу. Друзья опутали бы, повязали надежней врагов. Потому-то их взаимная любовь и была трагичной». Текст короткий, но за ним в человеческий рост встает двойной портрет на фоне цензуры, портрет двух великих русских писателей ХХ века.

Когда Твардовский и другие члены редакции или вызывали меня срочно в редакцию, или настаивали, чтобы я сообщал им точно, в каком пункте я сейчас нахожусь, не скрывал бы своих перемещений, — я с уверенностью отклонял эти требования, не испытывал на себе такого долга: я же — не член редакции! я у них — «не служу»! Через годы и годы моих подпольных путей — я уверенно освоил себя как совершенно самостоятельный боевой элемент, танк. — И долго я не переварил в себе, не усвоил: а под каким тяжёлым давлением находилась (в наказание за «Ивана Денисовича») редакция месяц за месяцем и год за годом, после рассказа.Они ведь страдали за смелость со мной в 1962 — и, хотя я не «служил» у них, — я морально обязан был помогать им при их возникающих нуждах. Открыть в новом окнеТвардовский теперь расплачивался — за меня.

Так что же я должен был? С моим взрывным заявлением секретариату ССП в ноябре 1969 — прийти к Твардовскому и принести ему первому? Только так. И — неизбежно подчиниться его гневу и запрету… (И — потерять, расколотить всю свою линию независимой жизни?) А раньше того — назвать и адрес моего Укрывища, куда я скрылся дописывать «Архипелаг»?.. (Да и: назвать сам «Архипелаг»?) В том-то и была несовместимость наших стратегических линий.


 

Возврат к списку