Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

40 лет присуждения Нобелевской премии


08.10.2010


 Надежда Боричева. 40 лет назад Александру Солженицыну присудили Нобелевскую премию по литературе

 

Надежда Боричева

40 лет назад Александру Солженицыну присудили
Нобелевскую премию по литературе

 

Москва, 8 октября. В эти дни в Осло вручают Нобелевские премии. 40 лет назад Нобелевскую премию по литературе присудили Александру Солженицыну, после чего началась травля писателя. Премия в какой-то степени его защитила, однако получать ее он не поехал, уверенный, что назад в страну не пустят. Об исторической дате — корреспондент МТРК «Мир» Надежда Боричева.

 

Советское телевидение промолчало о том, что Солженицыну присудили «буржуазную» Нобелевскую премию. Диплом писатель получил с опозданием на четыре года. Осенью 1970-го писатель сам отказался поехать на церемонию — побоялся, что об­рат­но не пустят. Отпраздновал на даче Ростроповича, где тогда жил. «На даче была таверна с длинным столом и свечами. Там и отметили — в узком кругу, слушая по радио церемонию награждения из Стокголь­ма», — рассказывает президент Русско­го общественного фонда имени Але­ксанд­­ра Солженицына Наталья Сол­же­ницына.

Игорь Виноградов был одним из первых читателей Солженицына. С по­да­чи Твардовского в 1962‑м вся ре­дак­ция журнала «Новый мир» узнала новое имя в литературе. Но уже спустя год Солженицын был в опале за «анти­советчину». «Мы пытались напечатать роман «Раковый корпус», но не удалось. Также было и с романом «В круге первом». Говорили одно и то же — это антисоветский роман, искажающий действительность», — говорит главный редактор журнала «Контитент», член редакционной коллегии журнала «Новый мир» (1965–71 гг.) Игорь Виноградов.

Зато читать об «искаженной действительности» хотела вся советская интеллигенция. Романы Солженицына ходили по рукам. Спрос был такой, что заветные листки могли дать только на три дня, потом они шли дальше. В фонде Солженицына хранится коллекция самиздатовских произведений писателя. К примеру, роман «В круге первом». У него нет обложки, а все 870 страниц разделены на брошюры — так легче спря­тать.

Что не напечатали в Советском Союзе, вышло за границей. Правда, без согласия автора. Наталья Солженицына до сих пор уверена — Нобелевская премия спасла супругу жизнь и дала возможность писать. «Если бы он опубликовал “Архипелаг ГУЛАГ”, не будучи лауреатом Нобелевской премии, его бы точно убили», — говорит Наталья Сол­же­ни­цына.

Интересно, что Нобелевская премия сделала Солженицына своеобразным рекордсменом. От первой публикации до присуждения награды прошло всего восемь лет — такого не было ни до, ни после.

 



Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец Все


 

Возврат к списку