11.03.2012 |
Семинар, посвящённый творчеству А.И. Солженицына
Ирина Мелентьева
Семинар, посвящённый творчеству А.И. Солженицына
Доклад Л.А. Колобаевой, профессора филологического факультета
МГУ им. М.В Ломоносова: «“Река, впадающая в пески”?
Художественные прогнозы Александра Солженицына (“Раковый корпус”)»
Отдел по изучению наследия А.И. Солженицына с мая 2011 года проводит регулярные семинары, посвящённые трудам и дням писателя, и 29 февраля в Доме Русского Зарубежья состоялось первое в 2012 году заседание, посвящённое повести «Раковый корпус». Свои размышления об этом произведении, об основном творческом принципе Солженицына и о характере его реализма представила д.ф.н. проф. кафедры истории русской литературы XX в. филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Лидия Андреевна Колобаева.
Докладчица особо отметила, что Солженицын как художник-реалист не только наследует традиции классической русской литературы, но и активно использует открытия литературных течений XX века. Специфическими чертами его творчества является трагизм и открытие утаённой реальности ГУЛАГа. Важная особенность поэтики писателя — насыщенность реалистической ткани произведения символикой (цветущий урюк, река, впадающая в пески, раковая опухоль и т.д.). В докладе была выявлена существенная значимость для творчества Солженицына литературных связей с творчеством писателей рубежа XIX–XX вв.: А.П. Чехова, И.А. Бунина, В.Г. Короленко, Вл.С. Соловьёва, М. Горького, А.М. Ремизова и др.
По мысли Л.А. Колобаевой, творческий замысел повести «Раковый корпус» определяет универсальная для мировой литературы ситуация предстояния перед смертью, однако эта ситуация показана на фоне непомерно возросшего в наше время ужаса перед неизбежностью конца, что, по Солженицыну, прямо связано с широчайшим распространением безрелигиозного сознания. В связи с этим важны воспоминания героя повести Ефима Поддуева о том, как раньше легко умирали старики, и тут в «Раковом корпусе» возникает творческая перекличка с И.А. Буниным, воссоздавшим в рассказе «Худая трава» (1913) ощущение лёгкости ухода из жизни (батрак Аверкий говорит своей жене: «Я удобно умру»), хотя у Бунина это намного более светлое восприятие смерти связывается не столько с прямо декларируемой религиозностью, сколько с включённостью крестьянина в мир природы: умирая, старая, худая трава даёт место новой, молодой.
По мнению Л.А. Колобаевой, полемическая ссылка на Горького даётся Солженицыным в основном через образ Авиеты Русановой, в котором можно выделить мотивы «против ветра», «человек сильнее обстоятельств» и т.п.. Эти мотивы связаны с творческими принципами Горького 1900-х гг. и затем становятся важной составной частью нормативистской этики и эстетики социалистического реализма, «требовавшего» героизма от каждого. Солженицын полемизирует с Горьким, показывая уязвимость этого императива — например, невозможность стать «выше обстоятельств» в лагере во время смертельной болезни.
О сложности и неоднозначности интеллектуальных поисков Шулубина свидетельствует, как показывает Колобаева, присутствие в его речи скрытых цитат из произведений Вл. Соловьёва, Г. Кропоткина, Н. Михайловского, А. Ремизова.
Фигура Солженицына, по словам Л.А. Колобаевой, со временем всё больше и больше утверждается в сознании читателей и исследователей в своём величии и уникальности.
По окончании доклада состоялось его обсуждение. На вопрос о связи образа Костоглотова (через полемику с Горьким) с творчеством Ницше, а также о связи повести «Раковый корпус» с «Волшебной горой» Манна, Лидия Андреевна ответила, что эти аспекты ещё не изучены и требуют дополнительных исследований. Вопрос же о том, как бы могла повлиять на режим повесть «Раковый корпус», если была бы сразу после создания напечатана в Советском Союзе, вызвал справедливое недоумение.
В
заключение Г.А. Тюрина, заведующая отделом по изучению наследия А.И. Солженицына
Дома Русского Зарубежья, представила вниманию собравшихся два фоторепортажа — о
международной научной конференции «Жизнь и творчество Александра Солженицына:
на пути к “Красному Колесу”», состоявшейся в Москве 7–9 декабря
Фотографии Олега Паршина
Возврат к списку