Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Семинар, посвящённый творчеству А.И. Солженицына. Доклад Л.А. Колобаевой


11.03.2012


 Семинар, посвящённый творчеству А.И. Солженицына

Ирина Мелентьева

Семинар, посвящённый творчеству А.И. Солженицына

Доклад Л.А. Колобаевой, профессора филологического факультета
МГУ им. М.В Ломоносова: «“Река, впадающая в пески”?
Художественные прогнозы Александра Солженицына (“Раковый корпус”)»

 


Л.А. Колобаева

Отдел по изучению наследия А.И. Солженицына с мая 2011 года проводит регулярные семинары, посвящённые трудам и дням писателя, и 29 февраля в Доме Русского Зарубежья состоялось первое в 2012 году заседание, посвящённое повести «Раковый корпус». Свои размышления об этом произведении, об основном творческом принципе Солженицына и о характере его реализма представила д.ф.н. проф. кафедры истории русской литературы XX в. филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Лидия Андреевна Колобаева.

Докладчица особо отметила, что Солженицын как художник-реалист не только наследует традиции классической русской литературы, но и активно использует открытия литературных течений XX века. Специфическими чертами его творчества является трагизм и открытие утаённой реальности ГУЛАГа. Важная особенность поэтики писателя — насыщенность реалистической ткани произведения символикой (цветущий урюк, река, впадающая в пески, раковая опухоль и т.д.). В докладе была выявлена существенная значимость для творчества Солженицына литературных связей с творчеством писателей рубежа XIX–XX вв.: А.П. Чехова, И.А. Бунина, В.Г. Короленко, Вл.С. Соловьёва, М. Горького, А.М. Ремизова и др.

По мысли Л.А. Колобаевой, творческий замысел повести «Раковый корпус» определяет универсальная для мировой литературы ситуация предстояния перед смертью, однако эта ситуация показана на фоне непомерно возросшего в наше время ужаса перед неизбежностью конца, что, по Солженицыну, прямо связано с широчайшим распространением безрелигиозного сознания. В связи с этим важны воспоминания героя повести Ефима Поддуева о том, как раньше легко умирали старики, и тут в «Раковом корпусе» возникает творческая перекличка с И.А. Буниным, воссоздавшим в рассказе «Худая трава» (1913) ощущение лёгкости ухода из жизни (батрак Аверкий говорит своей жене: «Я удобно умру»), хотя у Бунина это намного более светлое восприятие смерти связывается не столько с прямо декларируемой религиозностью, сколько с включённостью крестьянина в мир природы: умирая, старая, худая трава даёт место новой, молодой.

По мнению Л.А. Колобаевой, полемическая ссылка на Горького даётся Солженицыным в основном через образ Авиеты Русановой, в котором можно выделить мотивы «против ветра», «человек сильнее обстоятельств» и т.п.. Эти мотивы связаны с творческими принципами Горького 1900-х гг. и затем становятся важной составной частью нормативистской этики и эстетики социалистического реализма, «требовавшего» героизма от каждого. Солженицын полемизирует с Горьким, показывая уязвимость этого императива — например, невозможность стать «выше обстоятельств» в лагере во время смертельной болезни.

О сложности и неоднозначности интеллектуальных поисков Шулубина свидетельствует, как показывает Колобаева, присутствие в его речи скрытых цитат из произведений Вл. Соловьёва, Г. Кропоткина, Н. Михайловского, А. Ремизова.

Фигура Солженицына, по словам Л.А. Колобаевой, со временем всё больше и больше утверждается в сознании читателей и исследователей в своём величии и уникальности.


М.М. Голубков, П.Е. Спиваковский, И.Е. Мелентьева

По окончании доклада состоялось его обсуждение. На вопрос о связи образа Костоглотова (через полемику с Горьким) с творчеством Ницше, а также о связи повести «Раковый корпус» с «Волшебной горой» Манна, Лидия Андреевна ответила, что эти аспекты ещё не изучены и требуют дополнительных исследований. Вопрос же о том, как бы могла повлиять на режим повесть «Раковый корпус», если была бы сразу после создания напечатана в Советском Союзе, вызвал справедливое недоумение.

В заключение Г.А. Тюрина, заведующая отделом по изучению наследия А.И. Солженицына Дома Русского Зарубежья, представила вниманию собравшихся два фоторепортажа — о международной научной конференции «Жизнь и творчество Александра Солженицына: на пути к “Красному Колесу”», состоявшейся в Москве 7–9 декабря 2011 г., и о встрече Н.Д. Солженицыной с читателями и сотрудниками Российской национальной библиотеки и Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (Петербург, 30–31 января 2012 г.).

Фотографии Олега Паршина


 

Возврат к списку