Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Семинар, посвящённый творчеству А.И. Солженицына. Доклад Г.А. Тюриной и И.В. Дорожинской


04.06.2012


 Семинар, посвящённый творчеству А.И. Солженицына. Доклад Г.А. Тюриной и И.В. Дорожинской «Москва Солженицына: перспективы изучения темы»

 

Ирина Меленьетва

Семинар, посвящённый творчеству А.И. Солженицына

Доклад Г.А. Тюриной и И.В. Дорожинской
«Москва Солженицына: перспективы изучения темы»

 


Г.А. Тюрина

И.В. Дорожинская

21 мая 2012 состоялся последний перед сезоном отпусков семинар отдела по изучению наследия А.И. Солженицына. С докладом «Москва Солженицына: Перспективы изучения темы» выступили к.ист.н. заведующая отделом по изучению наследия А.И. Солженицына Дома Русского Зарубежья Галина Андреевна Тюрина и учитель русского языка и литературы гимназии № 1543 Ирина Викторовна Дорожинская.

Эта работа была начата исследованием темы Москвы в эпопее «Красное Колесо», а затем продолжена на материале других произведений писателя. В докладе было отмечено, что городской пейзаж очень редок в произведениях писателя: образ Москвы создаётся точечно, пунктирно, но это не мешает его объёмности и многогранности. Также, тема Москвы может вводиться имплицитно (например, через героев-москвичей в «Одном дне Ивана Денисовича»). Тема Москвы у Солженицына дышит русской литературной традицией (отголоски произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, А. Островского, Л. Толстого, И. Шмелёва, М. Цветаевой и др.). Присутствует и традиционная оппозиция «Москва — Петербург», где в Москве обнаруживается женское дыхание и материнское начало, так что в итоге она оказывается воплощением родной земли.

В теме Москвы выступавшие выделили несколько аспектов: хронотоп, символичность, биографичность и др. Определены и названы источники изображения Москвы: собственно память писателя, многочисленные карты, схемы, справочники, газеты, фотографии и др. Прослежена эволюция изображения Москвы в творчестве Солженицына — от безразличного автобиографическому герою города («Люби революцию!») до любовно описанной Москвы «Красного Колеса».


Л.И. Сараскина

Завершил семинар рассказ биографа писателя, д.филол.н. Л.И. Сараскиной о её поездке в Индию (февраль — март 2012) на конференции «Русский фактор в культуре Центральной Азии» и «Русское слово в современном культурном контексте».

Фотографии Олега Паршина


 

Возврат к списку