Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Павел Спиваковский. Матрёнин двор

 Павел Спиваковский. Матрёнин двор

Павел Спиваковский

Матрёнин двор

(Энциклопедия мировой литературы / под ред. С.В. Стахорского. СПб.: Невская кн., 2000. С. 284)

 

«МАТРЁНИН ДВОР»рассказ А.И. Солженицына. Написан в 1959 г. в Рязани. Первоначальное авторское название — «Не стоит село без праведника»; окончательное придумано главным редактором журнала «Новый мир» А.Т. Твардовским. По требованию редакции, время действия было перенесено из 1956 в 1953, из-за чего начало повествования стало иным. При последующих изданиях автор вернулся к первому варианту текста, сохранив, однако, новое название. После публикации («Новый мир», 1963, № 1) рассказ подвергся нападкам в советской прессе. В частности, А.И. Солженицына упрекали за то, что он не показал жизнь соседнего зажиточного колхоза, председатель которого — Герой Социалистического Труда. Критики не заметили, что этот председатель упоминается — как организатор уничтожения леса и спекулянт.

Это произведение построено на автобиографическом материале. Солженицын в описываемое время снимал угол в доме Матрены Васильевны Захаровой (в рассказе Григорьевой) в деревне Мильцево (в рассказе Тальново) Курловского района Владимирской области и точно воссоздал подробности жизни и смерти своей героини, а также особенности местного диалекта. Благодаря многообразному и объективному отражению жизни деревни рассказ стал одним из истоков «деревенской прозы».

«Матрёнин двор» сочетает черты художественного очерка, рассказа романного типа и даже элементы жития.

Рассказ окрашен в мистические тона. Злое, демоническое начало в наибольшей степени проявляется здесь в образе Фаддея Григорьева, бывшего жениха Матрены, одержимого жаждой мести и корыстью. Смерть ее детей, по мнению всех в деревне, вызвана «порчей», а давняя угроза Фаддея убить Матрену за то, что она не стала его женой, вдруг, через 40 лет, по словам рассказчика, «ударила-таки». Матрена гибнет, после того, как у нее украли котелок со святой водой и она, не имея возможности причащаться в слишком далеком от ее деревни храме, оказывается беззащитной перед силами зла. Предвестием катастрофы оказывается разрушение замкнутого пространства ее дома: Фаддей добивается, чтобы она отдала еще при жизни бревна от горницы, завещанные ею дочери Фаддея Кире (на эту горницу, по словам рассказчика, «легло проклятие с тех пор, как руки Фаддея ухватились ее ломать»).

После гибели Матрены ее тело превращается в кровавое месиво, однако лицо сельской праведницы, «больше живое, чем мертвое», а также чудом уцелевшая правая рука свидетельствуют об особой отмеченности героини Богом («Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться…», — говорит одна из женщин). Для художественного метода Солженицына принципиально важно то, что все мотивы, связанные с «вертикальным», метафизическим восприятием бытия, взяты автором из жизненной реальности, благодаря чему они обретают особую онтологическую весомость.

В центре проблематики рассказа — мотивы неузнанного и непонятого праведника, а также нравственного разложения и умирания русской деревни. Физически немощная и нищая Матрена оказалась тем столпом, который удерживает окружающий ее мир от окончательного саморазрушения из-за алчности и взаимного недоброжелательства. В свете этого остродраматическая гибель праведницы осмысливается не только в рамках изображения ее личной судьбы, но и как грозное предвестие надвигающейся катастрофы и для города, и для села, и для всей России (ср. библейское предание о том, как Бог соглашался пощадить Содом и Гоморру, если там найдутся хотя бы десять праведников [Быт. 18, 32], однако их не нашлось).

 

Лит.: Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» // Русская словесность. 1997. № 3; Лалакин Н. Солженицын в Мильцеве // Отечество: краеведческий альманах. М., 1991; Шнеерсон М. Души праведные // Шнеерсон М. Александр Солженицын. Frankfurt/a.-M., 1984.


 


 

Возврат к списку