Лекманов О.А. «От железной дороги подале, к озерам…» (о том, как устроено пространство в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»)
Лекманов О.А. Книга об акмеизме. Томск: Водолей, 2000. С. 329–332Шнеерсон М.А. Голос Шухова в произведениях Солженицына
Грани. 1987. № 146. С. 106–133Анна Кочарова. «Крокодилье чудище нашей лагерной жизни»: 55 лет рассказу Солженицына
Пятьдесят пять лет назад в ноябрьском номере журнала «Новый мир» появился первый официально напечатанный рассказ о правде лагерной жизни — «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына.Павел Басинский. Иван Денисович повзрослел
55 лет назад вышел номер «Нового мира» с повестью Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Первоначально эта вещь называлась «Щ-854» и подавалась как «рассказ». Александр Твардовский поменял и название, и жанр. Рассказ стал повестью, а лагерный знак обрел свое имя — Иван Денисович. В повести ему было сорок лет.Борис Парамонов, Александр Генис. Переворот Солженицына
Радио Свобода. 2017. 31 июляКоваль В. Новый мир в чертежной кальке
Как и зачем читали Ивана ДенисовичаКолобродова Л.И. Конфликты и характеры в двучастных рассказах А.И. Солженицына 1990-х гг.
Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 10. С. 133–136Бай Я., Сорокина Н.В. Пространственно-временные координаты событий в малой прозе А.И. Солженицына
Вестн. Томского гос. ун-та. 2015. Вып. 1. С. 20–25Елена Михайлик. Один? День? Ивана Денисовича? или Реформа языка
Вскоре после публикации «Одного дня Ивана Денисовича» между Александром Исаевичем Солженицыным и Варламом Тихоновичем Шаламовым произошел интересный спор филологического свойства.Токер Л. Некоторые особенности повестовательного метода в «Одном дне Ивана Денисовича»
Токер Л. Некоторые особенности повестовательного метода в «Одном дне Ивана Денисовича» // Солженицын: Мыслитель, историк, художник. Западная критика, 1974–2008: cб. ст. / [сост. и авт. вступ. ст. Э.Э.Эриксон, мл.; коммент. О.Б.Василевской; пер. с англ. и фр.]Седакова О.А. Маленький шедевр: «Случай на станции Кочетовка»
Седакова О.А. Маленький шедевр: «Случай на станции Кочетовка» // Между двумя юбилеями (1998–2003): Писатели, критики, литературоведы о творчестве А.И. Солженицына: Альманах / Сост. Н.А.Струве, В.А.Москвин. М.: Русский путь, 2005. С. 322–331.Сергей Артамонов. О повести Солженицына
Артамонов С.Д. О повести Солженицына // Писатель и жизнь. М., 1963. С. 51–61. (Учен. зап. Лит. ин-та им. А.М. Горького; Вып. 2).Татьяна Винокур. О языке и стиле повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
Стилистическое и языковое мастерство А.И. Солженицына, отмеченное редким своеобразием, не может не привлечь внимания языковедов. А парадоксальность отрицательного отношения к нему многих читателей обязывает дать характеристику языка и стиля хотя бы одного из произведений этого автора, основанную прежде всего на фактах.Татьяна Винокур. С Новым годом, шестьдесят вторым…
Ноябрьский номер «Нового мира» за 1962 год. Кто-то из нашей среды уже долго и напряженно ждал его; кто-то лишь питался загадочными и неопределенными слухами; кто-то и вовсе ничего не знал и не подозревал. Но взрывная волна от бомбы, запрятанной в его страницы, всколыхнула всех с одинаковой силой.Густав Герлинг-Грудзинский. Егор и Иван Денисович
Герлинг-Грудзинский Г. Егор и Иван Денисович // Континент. Munchen, 1978. № 18. С. 203—211Джузеппе Гини. Солженицын — все еще в ГУЛАГе («Il Giornale», Италия)
Интересно, а какова была судьба этих первых произведений самого известного русского диссидента в Италии? Итальянский культурный климат шестидесятых и семидесятых годов двадцатого века не был слишком благоприятен для Солженицына. Левый конформизм помешал многим прочитать без предрассудков его произведения, особенно — «Архипелаг ГУЛАГ». А что происходит сегодня? Что найдет на книжном рынке молодой человек, который захочет прочитать произведения Солженицына по прошествии пятидесяти лет с момента первой публикации?Алексей Климов. Иван Денисович и крестьянская точка зрения
Климов А. Иван Денисович и крестьянская точка зрения / пер. с англ. Б.А. Ерхова // Солженицын: Мыслитель, историк, художник. Западная критика: 1974–2008: Сб. ст. / сост. и авт. вступ. ст. Э.Э. Эриксон, мл.; коммент. О.Б. Василевской. М.: Русский путь, 2010. С. 517–536, коммент.: с. 688.Юрий Кублановский. Проза зримая, слышимая, обоняемая…
Когда в начале 1990-х годов я спросил покойного ныне разностороннего учёного и поэта С.С. Аверинцева про его отношение к солженицынскому «Красному Колесу», он ответил уклончиво: «Солженицын — замечательный баталист». И это тоже, разумеется, правда.Владимир Лакшин. Иван Денисович, его друзья и недруги
«Трудно представить себе, что еще год назад мы не знали имени Солженицына...»Вячеслав Лютый. Воспоминание об истинном случае
Один из первых рассказов А.И. Солженицына «Правая кисть» был написан в 1960 году — «в воспоминание об истинном случае, когда автор лежал в раковом диспансере в Ташкенте». Ни один советский журнал не напечатал эту вещь в то время, и она «ходила в Самиздате».Татьяна Минаева. Под «красное колесо» истории попали все
Многие читали романы Н. Вирты, А. Стрыгина, документальные очерки В. Самошкина. В этих книгах описаны реальные события, которые разворачивались на нашей земле. Но мудрее всех писателей оказался, на мой взгляд, Александр Солженицын (он бывал в нашей местности в начале 70‑х): у него под «красное колесо» истории попали все: и белые, и красные, и зеленые, и помещики, и крестьяне…Майкл А. Николсон. Иван Денисович: мифы происхождения
Один из многочисленных мифов, которыми обросли за четыре десятилетия личность и творчество Солженицына, возник из естественного желания хотя бы с оговорками отождествить его дебют в журнале «Новый мир» в 1962 году с первоначальной стадией его развития как художника вообще.Валерия Новодворская. Товарищ по ГУЛАГу
«Когда читала, мне становилось трудно дышать… Возможно, люди заслужили эти страдания, но кто позволил человеку решать судьбу и наказывать за грехи?! Вопрос этот очень спорный и остается открытым по сей день» (Даша Вилкова, 9-й класс).Александр Оболенский. Алеша Достоевского и Солженицына
Оболенский А. Алеша Достоевского и Солженицына // Рус. мысль. 1972. 7 сент. № 2911. С. 6–7Олег Павлов. «Один день Ивана Денисовича» как христианское послание миру
Это будет не доклад, и даже не речь — это размышления, и я выписал для себя только цитаты, чтобы быть точным. Конечно, «Один день Ивана Денисовича» — это литературное произведение. Но называя его посланием я хочу сказать о Мысли, вложенной в написанное: о главной мысли Солженицына, на мой взгляд, современниками его и нами всё же до сих пор непонятой.Олег Павлов. Русский человек в XX веке
Писателя Александра Солженицына с самого момента его появления в литературе оглашали «новым Толстым», и по сей день приноравливают его к «новому Толстому» или пеняют на «нового Толстого», кем он будто бы так и не стал.Анна Плотникова. «Иван Денисович» — 50 лет назад и сегодня
Президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов (в ту пору заканчивавший университет) вспоминает: «Мы были еще мальчишками, но кое-что уже понимали. И, поскольку я принадлежу к литературной семье, то помню, что шепот вокруг этой повести возник еще до ее публикации.Леонид Ржевский. Образ Рассказчика в повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
Ржевский Л.Д. Образ Рассказчика в повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича» // Ржевский Л.Д. Прочтенье творческого слова: литературоведческие проблемы и анализы. New York; Univ. Press, 1970. С. 237–252Павел Спиваковский. Матрёнин двор
«МАТРЁНИН ДВОР» — рассказ А.И. Солженицына. Написан в 1959 г. в Рязани. Первоначальное авторское название — «Не стоит село без праведника»; окончательное придумано главным редактором журнала «Новый мир» А.Т. Твардовским.Василина Степанова. Поэтика экфрасиса в рассказе А.И. Солженицына «Захар-Калита»
Особый интерес современного литературоведения к интермедиальной поэтике связан с очередной сменой культурной парадигмы, отходом от литературоцентризма в сторону «искусствоцентризма», расширением границ искусства, что приводит на уровне словесности к жанровому синтезу.Александр Урманов. «Один день Ивана Денисовича» как зеркало эпохи ГУЛАГа
«Один день Ивана Денисовича» (1959) — первое произведение А. Солженицына, увидевшее свет. Именно этот рассказ, опубликованный более чем стотысячным тиражом в 11-м номере журнала «Новый мир» за 1962 год, принёс автору не только всесоюзную, но и по сути мировую известность.Статьи 1 - 32 из 32
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец