Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Премьера «Один день Ивана Денисовича» — зал аплодировал стоя


18.05.2009


Ольга Седова

Премьера «Один день Ивана Денисовича» — зал аплодировал стоя

 

Итак, свершилось то, чего ждали не только пермские обыватели, но и критики, и создатели, и музыканты, и актеры. 16 мая состоялась премьера оперы «Один день Ивана Денисовича». Не будет преувеличением сказать, что все кто пришел в этот день в оперный, напряженно ждали этого действа. И вот на сцену опускается ряд за рядом колючая проволока, вышки с вертухаями, а внизу барак, в котором расположились серые люди с изломанными судьбами. Мрачную тональность на протяжении всего спектакля создавала музыка Александра Чайковского. Контраст барабанов и ксилофона отображал ту двумирность и двуплановость происходящего, которых сложно достичь обычной речью.

«10-15-20 лет назад это было бы пошлостью, так как все об этом говорили, писали в каких угодно журналах. Эта тема хороша продавалась. Сейчас об этом перестали говорить. Я думаю, как раз в момент молчания можно рассуждать об этой болезненной теме, потому что даже в моем поколении, пожалуй, нет ни одного человека, семьи которого, с одной или с другой стороны, это бы не коснулось. Половина страны сидела, другая половина их охраняла, тем более в Перми-то, где четверть населения так или иначе вовлечена была в индустрию ГУЛАГа, поэтому, мне кажется, что не говорить об этом невозможно, надо как-то пережить эту боль.

С другой стороны, и это был главный аргумент, который убедил Александра Исаевича, что в драме не возможно говорить на эту тему правдиво. В 2009 году сытые и благополучные, патетически восклицающие, актеры — оно не работает. Опера же изначально не притворяется жизнью, она изначально абстрактна, она максимально дистанцированна. Именно за счет ее метафоричности и можно говорить о каких-то ужасных вещах. Музыка позволяет их пережить, она дает такую возможность«, — так объяснил Георгий Исаакян свой выбор произведения.

На протяжении всего спектакля только две сцены выделены из общей серой и мрачной действительности — воображаемый разговор Шухова с женой и рассказ Тюрина о своей судьбе. Именно в этих сценах появляются яркие краски, лирические интонации, но именно они же и добавляют ужаса, лишний раз подчеркивая мрак и безысходность в жизни узников лагеря. Финальный диалог Алешки-баптиста и Шухова о вере стал той самой жирной точкой, которая дала понять, что кроме веры (каждому во что-то свое) больше нет никакой надежды для людей за колючей проволокой, что впереди лишь «ледяная мгла и молчание».

Подчеркнуть атмосферу лагерных будней помогло и режиссерское решение воспроизвести лагерный словарь. Две колонны зэков — мужчины, женщины — они не просто рассказывают о том, что значат те или иные аббревиатуры и слова, они их поют, причем, мелодия соответствует тому о чем идет речь, вот только слов светлых в этом словаре быть не может. Именно это хоровое пение массы серых роб с номерами усиливало тот ледяной мрак, который охватывал сидящих в зале от музыки, когда сознание пропускало в себя их смысл.

«Когда я читала слова «мировая премьеры оперы «Один день Ивана Денисовича» этого ощущения у меня не было. А вчера, во втором акте, меня схватило и понесло ощущение, что происходит мировое событие. Удалось! Некоторые говорили, что от дерева-произведения отпочковалась ветвь. А Степан, сын, очень хорошо сказал, что это уже отдельное дерево, у них общая корневая система, но опера — это отдельный ствол, который живет уже по своим законам. Меня потряс хор. А в работу художника-постановщика Эрнста Гейдебрехта я просто влюбилась», — сказала Наталья Дмитриевна Солженицына на творческой встрече на следующий день после премьеры.

Публика в этот вечер с напряжением внимала актерам. В этом нет ничего удивительного, в опере использован оригинальный текст произведения. Либретто составляют 15 фрагментов, которые разделены на два отделения. Заметим, что когда закончилось первое, зал замер и не сразу понял, что это перерыв, видимо, поэтому аплодисментов было довольно мало. Но вот уже в финале зал аплодировал стоя — вряд ли бы нашелся в нем хоть один человек, оставшийся равнодушным после этой трагической истории.

 


Страница 3 - 3 из 7
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все

 

 


 

Возврат к списку