Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Премьера «Один день Ивана Денисовича» — зал аплодировал стоя


18.05.2009


Роман Сенич

Иван Денисович запел

 

Опе­ру нель­зя на­звать ис­кус­ст­вом од­но­знач­но ар­ха­и­че­с­ким, но мы при­вык­ли, что на опер­ной сце­не дей­ст­вие раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в XVIII–XIX ве­ках. По­пыт­ки при­спо­со­бить опе­ру к со­бы­ти­ям со­вре­мен­но­с­ти, как пра­ви­ло, за­кан­чи­ва­лись не­уда­чей – по­ющие боль­ше­ви­ки, ста­ле­ва­ры, кол­хоз­ни­ки и в эпо­ху Ста­ли­на, и поз­же вос­при­ни­ма­лись ко­ми­че­с­ки, а ре­а­ни­ма­ция та­ких про­из­ве­де­ний в кон­це 1990-х – на­ча­ле 2000-х бы­ла рас­це­не­на од­ни­ми – как мо­да на пост­мо­дер­низм, дру­ги­ми – как воз­вра­ще­ние стра­ны к со­ци­а­ли­с­ти­че­с­кой иде­о­ло­гии. О ху­до­же­ст­вен­ной цен­но­с­ти ре­а­ни­ми­ро­ван­ных опер дис­кус­сий поч­ти не воз­ни­ка­ло. Тем бо­лее не бы­ло за­мет­ных опер, в ко­то­рых бы дей­ст­во­ва­ли лю­ди кон­ца ХХ ве­ка…

И вот со­бы­тие, спо­соб­ное, быть мо­жет, по­ло­жить на­ча­ло воз­вра­ще­нию опе­ры в чис­ло тех ис­кусств, что ото­б­ра­жа­ют на­шу се­го­дняш­нюю (или не­дав­не­го про­шло­го) жизнь, – по­ста­нов­ка «Од­но­го дня Ива­на Де­ни­со­ви­ча» на сце­не Перм­ско­го ака­де­ми­че­с­ко­го те­а­т­ра опе­ры и ба­ле­та.

Пре­мье­ра со­сто­я­лась в рам­ках Меж­ду­на­род­но­го фе­с­ти­ва­ля «Дя­ги­лев­ские се­зо­ны». Му­зы­ку на­пи­сал ком­по­зи­тор Алек­сандр Чай­ков­ский, ре­жис­сё­ром вы­сту­пил Ге­ор­гий Иса­а­кян (они же яви­лись и ав­то­ра­ми ли­б­рет­то). Ху­дож­ник-по­ста­нов­щик спек­так­ля – Эрнст Гей­ден­брехт, ди­ри­жёр – Ва­ле­рий Пла­то­нов.

Идея опе­ры по по­ве­с­ти Алек­сан­д­ра Со­лже­ни­цы­на при­над­ле­жит Ге­ор­гию Иса­а­кя­ну. Не без тру­да ему уда­лось по­лу­чить раз­ре­ше­ние на по­ста­нов­ку от ав­то­ра «Ива­на Де­ни­со­ви­ча»: Со­лже­ни­цы­на убе­ди­ли до­во­ды Иса­а­кя­на, и он дал со­гла­сие: «…ва­ше пись­мо, пол­ное жи­вых ду­шев­ных дви­же­ний, за­да­ло мне за­да­чу, к ко­то­рой я был сов­сем не го­тов. Что обе­зо­ру­жи­ва­ет ме­ня от воз­ра­же­ний, ко­то­ры­ми бы я, ве­ро­ят­но, от­ве­тил в дру­гом слу­чае. Да бу­дет оп­рав­дан ваш за­мы­сел твор­че­с­кой уда­чей».

По­ста­нов­ка по­лу­чи­лась удач­ной. В ме­ру но­ва­тор­ская, но в це­лом на­хо­дя­ща­я­ся в кан­ве тра­ди­ций опер­но­го ис­кус­ст­ва. Для со­зда­ния ат­мо­сфе­ры вре­ме­ни ком­по­зи­тор ис­поль­зо­вал ред­кие для ор­ке­с­т­ра ин­ст­ру­мен­ты – ба­ян, дом­ру, син­те­за­тор, кси­ло­фон. Зэ­ки ста­лин­ских ла­ге­рей на­по­ми­на­ют ге­ро­ев древ­не­гре­че­с­ких тра­ге­дий, рит­ми­ни­зи­ро­ван­ные ди­а­ло­ги не со­зда­ют ощу­ще­ния, что ли­б­рет­то на­пи­са­но про­зой.

По­сле пре­мье­ры вдо­ва Со­лже­ни­цы­на На­та­лья Дми­т­ри­ев­на при­зна­лась: «По­тря­са­ю­щий хор! А в ра­бо­ту ху­дож­ни­ка я про­сто влю­би­лась. Ещё в Моск­ве, чи­тая эс­ки­зы про­спек­тов, где бы­ло на­пи­са­но «ми­ро­вая пре­мье­ра», я ду­ма­ла: ну да, по фак­ту это так. А ког­да смо­т­ре­ла спек­такль, на вто­ром дей­ст­вии вдруг ох­ва­ти­ло чув­ст­во, что про­ис­хо­дит дей­ст­ви­тель­но ми­ро­вое со­бы­тие».

Из Пер­ми опе­ру по­ве­зут на га­с­т­ро­ли в Моск­ву и Па­риж.

 


Страница 7 - 7 из 7
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | Конец Все

 

 


 

Возврат к списку