Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Галина Тюрина. Отчёт об открытии выставки «Солженицын. Отвага писать»

 Галина Тюрина. Отчёт об открытии выставки «Солженицын. Отвага писать»

Галина Тюрина,
заведующая сектором
по изучению наследия А.И. Солженицына
(Дом Русского Зарубежья)

Отчёт об открытии выставки «Солженицын. Отвага писать»

Женева, 14 мая — 16 октября 2011

 

13 мая 2011 в Женеве в музее Мартина Бодмера состоялось открытие выставки, посвящённой жизни и творчеству Александра Солженицына. Отвечая на предложение музея, Н.Д. Солженицына предоставила 80 экспонатов из архива писателя: рукописи (общее количество листов превосходит 2 тыс.), письма, документы, рабочие инструменты, личные вещи, печатные издания и книги «самиздата», картины.


Спуск в выставочные залы

Посетителей, спускающихся по лестнице в выставочный зал, расположенный под землёй, встречает фотография писателя, сделанная в 1956 в Мильцеве, «у Матрёны». Прежде чем представить экспозицию, скажем несколько слов о самом музее, который, несмотря на богатство своих фондов, к сожалению, почти не известен в России.


Начало осмотра выставки «Солженицын. Отвага писать»

 

Фонд-музей Мартина Бодмера

Музей хранит собрание одного из крупнейших коллекционеров XX в. Мартина Бодмера (1899–1971), которое во всей полноте отражает историю письменности, начиная с шумерских глиняных клинописных табличек и вавилонских печатей и заканчивая автографами современных писателей (http://www.fondationbodmer.org).


Музей Мартина Бодмера

Среди 150 тыс. экспонатов, наполняющих фонды музея, фрагмент египетской «Книги мёртвых» (5 в. до н.э.), один из древнейших папирусов с текстом евангелия от Иоанна (начало 3 в. н.э.),


Папирус Бодмера (фрагмент Евангелия от Иоанна, 3 в. н.э.)
средневековые манускрипты, автографы Данте, Гёте и Шиллера, партитуры Моцарта, Бетховена, Шуберта и Вагнера, письма Микеланджело, портрет Данте работы Боттичелли,

Данте Алигьери. Портрет работы Сандро Боттичелли
рисунки Пикассо, а также уникальные образцы инкунабул (среди них — 42-строчная Библия Гутенберга, до 1931 принадлежавшая России) и первоизданий, самые значительные из них — полные собрания первых публикаций Шекспира и Сервантеса.

Здание музея построено по проекту швейцарского архитектора Марио Ботта в 2003. Постоянная экспозиция располагается в двух просторных залах, находящихся под землёй и оснащённых самым современным оборудованием. С особой тщательностью организовано освещение: точечный свет фонариков освещает витрину с экспонатами, лишь когда к ней подходит посетитель: отсутствие яркого света важнейшее условие для хранения манускриптов.


Читальный зал библиотеки музея Бодмера

В одном из залов дважды в году устраиваются временные выставки рукописей из разных музеев мира. В 2009 свои экспонаты представлял Институт русской литературы Российской Академии наук (Пушкинский Дом).


Зал временных выставок

 

Открытие выставки «Солженицын. Отвага писать»

13 мая 2011 перед открытием экспозиции «Солженицын. Отвага писать» состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие инициаторы этого проекта: директор музея, известный медиевист Шарль Мела и куратор выставки, давний друг русской литературы Жорж Нива, а также Наталия Солженицына и Сергей Пален, директор издательства «Les Syrtes», осуществившего публикацию каталога выставки.


Пресс-конференция перед открытием выставки:
Жорж Нива, Наталия Солженицына,
Шарль Мела, Сергей Пален

На вернисаж приехали специалисты-слависты и читатели Александра Солженицына из разных стран Европы.


Вернисаж

В начале церемонии открытия было оглашено письменное обращение российского министра культуры А. Авдеева, с приветственным словом выступил посол Российской Федерации в Швейцарии И. Братчиков. Жорж Нива рассказал, как организована экспозиция. Н.Д. Солженицына передала в фонд музея экземпляр первого издания «Одного дня Ивана Денисовича».


Наталия Солженицына передает в фонд музея
первое издание «Одного дня Ивана Денисовича»:
Клод Дюран, Шарль Мела, Наталия Солженицына

Шарль Мела заключил торжественную часть открытия проникновенным чтением французского перевода крохотки «Отраженье в воде».

 

Экспозиция

Концепция выставки разработана её куратором Жоржем Нива и художником музея Элизабет Машере. Сердцем экспозиции стала витрина с рукописью «Архипелага ГУЛАГ» (1965–1967), сооружённая в виде ковчега. (Здесь и далее годы относятся к рукописям и машинописям, представленным на выставке.)


В витрине «Архипелаг ГУЛАГ»

В соседних витринах помещены рукопись «Ракового корпуса» (1963–1967), фрагмент повести «Люби революцию» (1948), два эссе из «Литературной коллекции» — «Протрём глаза!» (1954; первоначальное заглавие этюда о «Горе от ума» А.С. Грибоедова) и работа об Андрее Белом (1980–1990-е), рассказ «Абрикосовое варенье» (1994), авторская машинопись пьесы «Пир победителей» (1958), киносценария «Знают истину танки» (1959) и романа «В круге первом» (1962), книжечки с выписками из Толкового словаря Даля (1949–1986), конспекты по истории философии, сделанные писателем «на шарашке».

Отдельная витрина посвящена многолетней работе над эпопеей «Красное Колесо». В ней находятся блокнот 1937 года, когда Солженицын только задумал роман о русской революции; листы немецкой трофейной бумаги, на которых писатель тайно продолжал разрабатывать свой замысел во время пребывания на шарашке Марфино (1948); конверты картотеки, с помощью которых он систематизировал обширный подготовительный материал (1960–1980); рукопись «Октября Шестнадцатого», начатая в Подмосковье и оконченная в Вермонте (1973, 1975–1981); одна из двух тетрадей «Дневника романа» (1965–1975), а также библиография «Красного Колеса», которую Солженицын начал составлять в 1980‑х.


Витрина «Красного Колеса»: дневник «Р-17», библиография,
рукопись «Октября Шестнадцатого», записи 1948 и блокнот 1937

Один из конвертов картотеки «Красного Колеса»

Детские и юношеские опыты литературного творчества Александра Солженицына размещены вместе с реликвией его матери — перламутровым распятием, изготовленным в конце XIX в. в Иерусалиме.


Витрина с первыми опытами писательства
и семейными реликвиями Александра Солженицына

Представлена любимая книга детства писателя — собрание сочинений Лермонтова (1900), а также бытовые предметы, принадлежавшие его семье: барометр, подстаканник, чайная ложка.

Личные вещи Александра Солженицына отражают разные этапы его жизни. Чётки и самодельный блокнот — живые свидетели его лагерного писательства. В витрине, посвящённой «Одному дню Ивана Денисовича», выставлены лагерная телогрейка и номера, тайно вывезенные Солженицыным после освобождения из Экибастуза.


Витрина, посвященная
«Одному дню Ивана Денисовича»

Фотографии с видами и портретами жителей казахского аула Кок-Терек сделаны самим писателем в годы ссылки. Сухой кусок тюремного лефортовского хлеба напоминает обстоятельства второго ареста Солженицына и изгнания из Советского Союза. Очки в меховом вермонтском очечнике и удобная лупа со складывающимися ножками — необходимые рабочие принадлежности писателя за рабочим столом, а полевая сумка и пенал-«сапожок» с маленькими карандашиками — его неизменные спутники в путешествиях.


Пенал-«сапожок»

«Тетрадь путешествий», в которую Солженицын заносил записи и наблюдения во время своих многочисленных поездок до изгнания из СССР и на Западе, также представлена в экспозиции.

В отдельных витринах размещены несколько писем Александра Солженицына, написанных в разные годы. Драгоценнейшее — никогда прежде не упоминавшееся письмо Спиридону Егоровичу, другу Солженицына по марфинской шарашке, и его ответ (1962), а также документы, принадлежавшие родителям писателя, его собственные аттестат и диплом, военные и реабилитационные справки.


Письмо Спиридону Егоровичу и его ответ

Часть экспозиции посвящена публикации произведений Александра Солженицына на родине и на Западе (преимущественно, во Франции). Помимо многочисленных изданий — машинопись рассказов «Матрёнин двор» (1961) и «Случай на станции Кречетовка» (1962) с пометами А.Т. Твардовского, осуществившего в 1963 их публикацию в «Новом мире». В те годы Твардовский подарил Солженицыну свою книжку с тёплой дарственной надписью, которая соседствует на выставке рядом с другим бесценным подарком — надписанным Анной Ахматовой сборником стихотворений.


Дарственная надпись Анны Ахматовой

Не забыты и «самиздатские» книги, которые изготавливали и распространяли читатели Солженицына в Советском Союзе в 1970‑е годы, им посвящена отдельная витрина.

На стене помещены две картины: портрет Солженицына, написанный в 1978 Анатолием Зверевым, и «Замок святого Грааля» (1965) работы С.М. Ивашева-Мусатова, товарища Солженицына по марфинской шарашке, эскиз этой картины описан в романе «В круге первом».


Картины: портрет работы А. Зверева
и «Замок Святого Грааля»
С. Ивашева-Мусатова

По отзывам посетителей, рукописи Александра Солженицына органично заняли своё место в этом уникальном музее, посвящённом истории письменной культуры человечества.


Посетители выставки

Экспонаты, большинство которых впервые были представлены широкой публике, по-новому открыли европейскому читателю мир великого писателя, чей жизненный и творческий подвиг неразделимы. Приехавшие на открытие выставки говорили о своём намерении ещё не один раз посетить её до закрытия, которое состоится в середине октября.

 

Фотографии Олега Паршина

Афиша выставки

 


 

Возврат к списку