Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Пресса об «Архипелаге» для школьников


 

Наталья Солженицына:
если бы не Путин, «Архипелагу» не бывать бы в школьной программе

(REGIONS.RU/Новости Федерации. 2010. 3 нояб.;
http://www.regions.ru/news/2322510/)

 

На радиостанции «Эхо Москвы» состоялось обсуждение включения в школьную программу по литературе книги А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». В нем участвовали вдова писателя, Наталья Дмитриевна Солженицына, и преподаватель литературы Московской государственной Пятьдесят седьмой школы Сергей Владимирович Волков.

Н.Д. Солженицына, в частности, сказала:

«История оперирует фактами и цифрами, а литература - ещё и силой искусства. Когда нас выслали в 1974-м году, то мы с невероятным удивлением обнаружили, что на западе до «Архипелага ГУЛАГа» было издано примерно сорок книг от свидетелей ГУЛАГа. Мы знали только два названия из этих сорока, остальных мы даже не слышали. Эти книги были напечатаны, но не произвели никакого впечатления. И не потому, что им не верили, а потому что в них не было прожигающей силы: это были свидетельства, но это не было искусством.

Когда говорят, что «Архипелаг» - произведение сложное и тяжёлое, в основном имеется в виду: «Давайте упасём наших детей от страшного, от боли, чтобы они не знали, что одни люди убивают других». Но они каждый день по телевизору это видят, они каждый день видят бессмысленную жестокость, которая вообще ничем не оправдана, и от которой вообще непонятно как спастись.

Не знать, не думать о том, что это было в нашей стране, не задаваться вопросом, почему это вообще могло быть, и могли люди ли что-то этому противопоставить, - значит обрекать себя на повторение всего этого.

Мы пришли к нынешнему моменту с разорванным сознанием, с разорванным опытом. Единая нация существует, когда у неё есть единые представления о чём-то. Но это идеал, которого мы лишились когда-то уже давно, и к которому надо стремиться. Из этого не следует что надо приказным порядком изучать только «Архипелаг» или только учебник, где Сталин эффективный менеджер. Слава Богу, что к тому учебнику ещё теперь есть «Архипелаг». Если нам вообще суждено как нации выжить, то постепенно мы выработаем единую систему представлений, что хорошо и что плохо. А сегодня она разорвана, это одно из тяжелейших последствий 75-ти - 80-ти лет владычества совершенно дикого античеловеческого режима.

Приходится уповать на то, что постепенно мы выкарабкаемся с помощью некоторых книг, с помощью улучшения передач, радио и телевизионных, - одновременно будут карабкаться и учителя, и ученики. Нам либо всем вместе учиться и вылезать, или ставить какие-то препоны.

(Для подготовки «школьного» варианта книги) я пошла по пути не составления фрагментов, на которое меня толкало и министерство просвещения, и многие друзья: просто составить много эпизодов, личных судеб, читаться будет легче. Но сколько бы я ни привела таких примеров историй и судеб, это будет просто набор людей, которым не повезло, вот этим не повезло, потом ещё на сто умножить, которым не повезло, на тысячу. Автор хотел показать, что это была система, и от этого я не смела отказаться, поэтому я сократила все главы, но оставила их все, оставила всю линию, всю архитектуру исходного «Архипелага». Всё то путешествие, в которое нас приглашает автор, сохранилась. Мы просто идём с арестованным по всем его путям: следствие, потом суд, потом этап.

Власовскую армию я не включала сюда совсем. Дело в том, что в изначальном «Архипелаге» было очень мало о Власове: то, что Александр Исаевич мог знать от своих подельников, вернее от тех, с кем он сидел в камере, это были сведения очень лапидарные. На западе мы получили дополнительные сведения, в том числе о Власовской армии. Люди, которые выжили, они присылали свои свидетельства, кое-что было опубликовано, и он (А.И.Солженицын) сильно увеличил этот раздел во втором издании. Я решила это полностью элиминировать, потому что наше общество не готово сегодня это обсуждать. Пусть ещё пройдут десятилетия, когда люди будут обсуждать это.

Солженицыну приписывают, что он в «Архипелаге ГУЛАГе» говорит, что там якобы погибло 60 миллионов человек. - Ничего подобного. О 60-ти миллионах он говорит со ссылкой на профессора Курганова, профессора статистики. Он говорит, что это потери не только от лагерей, это не только умершие в лагерях, это коллективизация, это высылка народов, это не рождённые люди, это дефицит от пониженной рождаемости. А цифры (о погибших в ГУЛАГе), которые привёл Солженицын, даже меньше, чем те цифры, которые привёл семитомник государственного архива, который был издан в 2005-м - 2007-м годах. Там сказано, что с 1932-го по 1957-й год 20 миллионов людей у нас сидели в лагерях, колониях и тюрьмах. Плюс 6 миллионов «кулаков» и спецпереселенцев. Если бы не Владимир Владимирович Путин, то эта книга до школы не дошла бы никогда. Это было решение его лично, насколько я его знаю, - он сам так решил, и я думаю, что это решение очень важное. И когда будут взвешиваться на исторических весах деяния наших политических деятелей, это будет весить немало».

 



Страница 6 - 6 из 8
Начало | Пред. | 4 5 6 7 8 | След. | Конец Все


 

 

Возврат к списку