Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Людмила Кулакова. Уроки по Солженицыну («Архипелаг ГУЛАГ»)

 Людмила Кулакова. Уроки по Солженицыну («Архипелаг ГУЛАГ»)

Людмила Кулакова

Уроки по Солженицыну («Архипелаг ГУЛАГ»)

(Подготовлено на основе материала:
Кулакова Л. Уроки по Солженицыну;
http://verhneuralsk.bezformata.ru/listnews/uroki-po-solzhenitcinu/258087)

 

Издан «школьный вариант» знаменитого романа «Архипелаг ГУЛАГ». В конце августа 2009 года министерством образования и науки Российской Федерации издан приказ о включении романа А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» в обязательный минимум школьной программы по литературе. Приказ этот известен каждому учителю-словеснику, поскольку является рекомендацией к началу изучения романа на учебных занятиях по литературе в старших классах. Прошел год, в течение которого женой, другом и литературной соратницей писателя, Натальей Дмитриевной Солженицыной, была проделана огромная работа по адаптации сложнейшего, насыщенного документальными сведениями и фактологическим материалом произведения к школьному изучению. Не случайно роман считается одним из самых капитальных трудов его автора. Солженицынский «Архипелаг» отражает трагический опыт русской истории, развенчивает тоталитарную власть сталинской эпохи. До сих пор школьники знакомились с творчеством А. Солженицына через обращение к рассказу «Матренин двор» и повести «Один день Ивана Денисовича». Казалось бы, этого вполне достаточно, потому что, научив понимать смысл фразы «Не стоит село без праведника» и показав суть превращения человека в «лагерную пыль», уже можно вызвать интерес к личности и творчеству писателя, подвигая тем самым к желанию самостоятельно открывать его для себя дальше. 28 октября сокращенное издание «Архипелага» Н.Д. Солженицына лично представила в редакции «Российской газеты». На презентацию пришли студенты-филологи, учителя, актеры, сыгравшие в кино солженицынских героев из романа «В круге первом», политики, книгоиздатели. По словам корреспондента «Российской Газеты» Марии Агранович «презентация книги вышла за рамки формата и превратилась в настоящий совет экспертов». Невозможно не согласиться с тем, что перед учителями литературы задача не из простых. Как преподнести, как преподать это масштабное произведение, которое сам автор назвал опытом художественного исследования, касающимся периода с 1918 по 1956 год? Вопросов много: как дети будут читать, что они поймут и что должны понять, воспримут ли современные молодые люди эту книгу, нужна ли специальная подготовка учителей для работы с книгой на уроке и так далее. Читая интервью с Н.Д. Солженицыной («Один урок Александра Солженицына», «Российская газета» от 28.10.2010) о ее работе над однотомником, я вспомнила о том, как открыла для себя этот роман. Известно, что книга впервые опубликованная в 1974 году, переведенная на 40 (даже более, чем на 40) языков, для широкого отечественного читателя была практически недоступной. В 1989 году, в перестроечные времена, на страницах журнала «Новый мир» появились первые главы «Архипелага». Конечно, это было и откровением, и потрясением одновременно. Мы читали роман в очередь, жадно, обсуждали содержание с коллегами, с нетерпением ждали очередной журнальной книжки с продолжением публикации. Роман оставлял глубокий след и в душе, и в сознании. Я до сих пор храню номера журнала с первой публикацией, которая предварялась предисловием Сергея Залыгина, известного советского писателя, тогдашнего редактора журнала. Мне кажется, размышляя над тем, для чего нужно изучать Солженицына, можно сослаться на его слова: «Александр Солженицын нам нынче попросту необходим — мы должны его знать и слышать, а не знать и не слышать не имеем ни морального, ни умственного права». Что касается специальной подготовки учителей, думаю, она должна выглядеть так: нужно прочитать роман не в сокращенной версии для старшеклассников, а полностью все 3 тома. Пропустить его события через себя, пережить их, переболеть ими, потому что роман бередит душу, взывает к совести, увековечивает память о миллионах людей, принявших нечеловеческие муки и жесточайшие страдания. Только потом можно и нужно идти на урок. Мне кажется, что ребята должны почувствовать отношение учителя и к самому историческому факту, и к тому, как он отражен в романе писателем. С наскока, пользуясь критическими статьями и отзывами, не осилить романа и не увлечь учеников. Наши дети не должны вырастать Иванами, не помнящими родства. Знать историю своей родной страны мы все должны уже потому, что родились в России. А.И. Солженицын посвятил «Архипелаг ГУЛАГ» всем тем, «кому не хватило жизни об этом рассказать». Дай Бог, чтобы нам хватило жизни узнать и помнить об этом!


 


 

Возврат к списку