Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

В.И. Крылов. Двадцать лет спустя

 В.И. Крылов. Двадцать лет спустя

 

В.И. Крылов,
руководитель научно-просветительского центра
по изучению наследия А.И. Солженицына
РГУ им. С.А. Есенина

Двадцать лет спустя

20 лет назад, вернувшись в Россию, А.И. Солженицын побывал в Рязани
(Рязанские Ведомости. 2014. 10 октября. № 190. С. 18. URL: http://rv-ryazan.ru/news/33267.html)

 

 

Я непосредственный участник тех знаменательных событий октября 1994 года, когда в наш город приехал его Почетный гражданин, всемирно известный писатель Александр Исаевич Солженицын.

В четверг, 6 октября, в сумерках на вокзале Рязань-2 собрались жители города. Официальные лица, выйдя из черных автомобилей, прохаживались особняком. В 21.56 подошел поезд Воронеж – Москва, и из вагона № 11 вышел Александр Исаевич, спустился на перрон и попал в наши объятья. Ответив быстро на вопросы журналистов, он позволил себя сфотографировать на память и в сопровождении представителей власти отправился в гостиницу «Первомайская».

7 октября Александр Исаевич гулял по городу. Он зашел в кремль, осмотрел Успенский и Христорождественский соборы, дворец Олега, колокольню, церковь Спаса-на-Яру, памятник С.А. Есе­нину, побывал у дома № 17 на улице Урицкого, где жил раньше. Ходил везде один. Он сам попросил, чтобы ему не мешали. Фотографам – москвичу Н. Ледовских и рязанцу И. Евсти­фееву – пришлось следовать за ним на небольшом расстоянии.

В 16.00 он приехал в библиотеку имени Горького, где собрались его почитатели. Перед началом встречи мы обговорили план работы. Гость пожелал сначала познакомиться с фондами библиотеки, нашел свое место и стол, за которым работал в бытность читателем, оставил запись в книге почетных гостей.

Но вот он взял микрофон и начал говорить. Говорил он простым, доступным языком. Почти утерянная нами сочная русская лексика заворожила всех слушателей. Он говорил о том длинном пути, который ему пришлось пройти, чтобы вновь вернуться на свой круг – в эту библиотеку, в книжный храм, который значил в его жизни очень многое. Как писатель он сформировался, читая книги, поэтому и первый поклон, первая встреча – с библиотекой.

Касаясь творчества современников, А. Солженицын по блеску выделил Шукшина, Астафьева, Белова. В классической литературе назвал Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского. После двухчасовой встречи А. Солженицын в течение еще двух часов подписывал на память свои книги. Ни один из почти 200 читателей не ушел без автографа.

 

 

8 октября, в субботу, в День преставления преподобного Сергия, я подъехал к Александру Исаевичу в гостиницу к 9 часам утра, но в номере его не застал. Он с букетом цветов отправился к своей бывшей помощнице, надежному другу Наталье Евгеньевне Радугиной. Встреча растянулась не на один час, вспомнилось то время, когда создавался «Архипелаг ГУЛАГ» и приходилось прятать рукописи, таиться, сохраняя быт писателя-подпольщика.

После обеда А. Солженицын посетил школу № 2, где он учительствовал в 60-е годы. Ему была устроена торжественная встреча, его снимало школьное телевидение, брали интервью местные краеведы, выступали самодеятельные артисты... Писатель прошелся по школьным коридорам, осмотрел памятный уголок, посвященный ему, зашел в кабинет, в котором некогда учил детей. Школьная встреча завершилась общением с педагогами.

А в 15.00 состоялась встреча лауреата Нобелевской премии с главой администрации Рязанской области. На ней не поднимались вопросы большой политики и литературы, прозвучали слова благодарности за встречу и прием в областном центре.

Субботний день венчала встреча писателя с общественностью Рязани в педагогическом университете имени С.А. Есенина в корпусе на улице Ленина. Она продолжалась около четырех часов и по воле гостя делилась на три части. Сначала все желающие задавали вопросы писателю. Затем он отвечал на них. А в конце – автографы. Переполненный зал выдержал достойно этот литературный марафон. Всего от микрофонов выступили и задали вопросы 26 человек – учителя, политики, рабочие, пенсионеры, военные, студенты, журналисты... Их выступления были похожи на исповедь перед человеком, которому они доверяют самые сокровенные мысли. Как помочь стране? Как обустроить Россию? Как спасти Отечество?

В своем выступлении А. Солженицын свободно цитировал работы экономистов и литераторов, политиков и священнослужителей, приводил цифры и факты. Зал находился в плену его обаяния. Каждый желающий получил автограф писателя. Он раздавал их в течение полутора часов. Рязанский Субботний телеканал вел прямую трансляцию встречи.

9 октября Александр Исаевич отправился в село Пощупово, в Свято-Иоанно-Богословский монастырь. Писателя встречали прихожане и насельники монастыря во главе с настоятелем архимандритом Авелем. Он пригласил литератора в подвальный склеп собора, где находятся мощи рязанских святых. Древняя Рязань открылась писателю из-под этих сводчатых потолков, от крестов и ликов божьих угодников. А.И. Солженицын принял участие в службе, которую проводил отец Авель, отобедал с послушниками монастыря. Он отказался от подарков, а книги по истории мужской обители принял с благодарностью.

Затем Александр Исаевич отправился в Солотчу и в деревню Давыдово, где он в 60-е годы провел долгие месяцы за литературной работой. К сожалению, здесь старые впечатления не совпали с сегодняшней реальностью. Дома Агафьи Ивановны Фоломкиной писатель не нашел, он был перенесен внутрь усадьбы. Там он и стоит, как память о «второй Матрене».

День 10 октября тоже был солнечным и веселым. А. Солженицын рано утром уехал к утренней службе в Мальшинскую богадельню. Он поговорил с заведующим, с настоятелем, посетил палаты.

В этот день Александр Исаевич побывал на кладбище у Скорбященской церкви, оставил цветы на могиле близкого ему человека М.К. Решетовской. У нас зашел разговор о личном деле капитана Солженицына в областном военкомате. Я сказал, что его там не оказалось. Александр Исаевич удивился: ордена он получал здесь, восстанавливал звание здесь. Писал автобиографию, заполнял личный листок. Мы сошлись во мнении, что его военное дело находится в Москве, куда было затребовано после его высылки из страны в феврале 1974 года. Выбравшись на аллею, мы медленно двинулись к Скорбященской церкви. У часовни А. Солже­ницын остановился и осенил себя крестом. Бронзовая листва медленно падала на землю, кругом были умиротворение и тишина.

К Епархиальному управлению мы подъехали в полдень. Ворота были раскрыты, нас ждали. Распахнулась дверь, и на пороге появился архиепископ Симон. Солженицын шагнул к Владыке, поцеловал его руку и склонил голову. Архиепископ пригласил писателя в покои. На личной встрече с ним настаивал сам Александр Исаевич для того, чтобы обсудить политику Русской православной церкви в условиях реформирования страны. Владыка с пониманием отнесся к пожеланию гостя.

После встречи с архиепископом Симоном, ровно в 14. 00, мы накоротке встретились с Александром Исаевичем в гостинице, обменялись телефонами, попрощались. Черная «Волга» резко взяла с места и помчалась по проспекту в сторону Москвы.

Октябрь 1994 года навсегда останется в памяти рязанцев. Ведь в литературной истории Рязани вслед за Салтыковым-Щедриным, Полонским, Есениным вписано имя Александра Солженицына, который жил и плодотворно работал здесь.

Теплота оказанного ему рязанцами в октябре 1994 г. приема является лишь доказательством того, что писатель чувствовал эту землю, любил ее, и читатели это чувствовали, понимали.

 

Фотографии предоставлены
Солженицынским центром
РГУ имени С.А. Есенина.

 


 

Возврат к списку