Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

«Красное Колесо»

RSS

 

Спиваковский П.Е. Теоретико-литературные аспекты творчества А.И. Солженицына

Теоретико-литературные итоги XX века. М.: Наука, 2003. Т. 1: Литературное произведение и худож. процесс. С. 307–371

Шнеерсон М.А. Главы, напечатанные петитом

Из наблюдений над «Красным Колесом» А.И. Солженицына

Кривонос В.Ш. Наука разрушения»: революция в романе А.И. Солженицына «Август Четырнадцатого»

Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 76–80

Хутен Дж. Напоминание об истине Божией в «Красном Колесе»

Жизнь и творчество Александра Солженицына: на пути к «Красному Колесу»: сборник статей / сост. Л.И. Сараскина. М. : Русский путь, 2013. С. 216–222

Перселл Б. Некоторые размышления о философской и теологической историографии в «Красном Колесе» Александра Солженицына

Жизнь и творчество Александра Солженицына: на пути к «Красному Колесу»: сборник статей / сост. Л.И. Сараскина. М. : Русский путь, 2013. С. 151–168

Волш Д. Искусство и история в «Красном Колесе» А.И.Солженицына

Жизнь и творчество Александра Солженицына: на пути к «Красному Колесу»: сборник статей / сост. Л.И. Сараскина. М. : Русский путь, 2013. С. 40–51

Бальзамо Е. «...Выполнять свой долг. На своём месте»: личность и исторический процесс в «Красном Колесе»

Жизнь и творчество Александра Солженицына: на пути к «Красному Колесу»: сборник статей / сост. Л.И. Сараскина. М. : Русский путь, 2013. С. 28–39

Аркатова А. «Система ключевых женских образов в эпопее А. Солженицына «Красное колесо»

Жизнь и творчество Александра Солженицына: на пути к «Красному Колесу»: сборник статей / сост. Л.И. Сараскина. М. : Русский путь, 2013. С. 359–369

Михаил Ходаренок. Толковое и талантливое описание

Никак до наших мастеров культуры не доходит, что полководческое дарование — талант куда как более редкий, чем поэтический и композиторский. У нас даровитых военачальников меньше, чем поэтов Серебряного века и композиторов из Могучей кучки. И изображать полководцев надо соответствующим образом, а не опускать до уровня анекдота.

Шмеман А., прот. Зрячая любовь

Что касается меня, то я знаю только, что вот прошло уже несколько дней, как закрыл я эту удивительную, светом, печалью, радостью, гневом, любовью пронизанную книгу, а в душе все то же ощущение — ощущение праздника, и трудно возвращаться в будни, к «текущим делам».

Виктор Аксючиц. «Романы «Красного Колеса» пробуждают чувство сопричастности величайшей трагедии родины»

Явление писателя-мыслителя Александра Исаевича Солженицына было провиденциальным для России, — культурная почва, способная породить великую творческую личность, явно жива. Сам писатель говорил о литературной близости ему Льва Толстого, но...

Георгий Васюточкин. Петербург Солженицына

В канун 300-летия Петербурга о граде Петровом пишут и говорят в исключительно восторженном тоне, а портрет Петра I украшает кабинет президента России.

Эндрю Барух Вахтель. Назад к летописям: Солженицынское «Красное Колесо»

Вахтель Э.Б. Назад к летописям: Солженицынское «Красное Колесо» / пер. с англ. Б.А. Ерхова // Солженицын: Мыслитель, историк, художник. Западная критика: 1974–2008: Сб. ст. / сост. и авт. вступ. ст. Э.Э. Эриксон, мл.; коммент. О.Б. Василевской. М.: Русский путь, 2010. С. 627–647, коммент.: с. 695–696.

Сергей Глушков. Сложный образ

С противопоставления «правильного» Ленина его «неправильным» последователям от Сталина до Брежнева начиналось так называемое перестроечное мышление, зачинателями которого надо считать Роя и Жореса Медведевых, создавших «марксистское крыло» в диссидентском движении 1970-х годов.

Сергей Глушков. Красному Колесу пора остановиться

Так уж случилось, что в этом году 11 декабря — день рождения последнего русского классика ХХ века Александра Солженицына — почти совпало с событиями, напомнившими сюжет его главного произведения.

Вячеслав Гуськов. Образная система как объект объёмного и динамического воссоздания в эпопее А.И. Солженицына «Красное Колесо» (на примере образа земли)

В русской культурной традиции сложилось особое, трепетное отношение к земле. Уже само отражение этого образа в литературе имеет свою отдельную, многовековую историю.

Виктор Живов. Как вращается «Красное Колесо»

Возвращение Солженицына русскому читателю — почти в полном объеме и со всем тем новым, что было написано в американском далеке, — не может не провоцировать ответную реакцию, тем более при том синтезе художнического видения и публицистической злободневности, которые сами по себе образуют отдельную струю в русском культурном сознании.

Алексей Климов. Тема исторической предопределённости в «Августе Четырнадцатого»

В пространной рецензии на английский перевод первого издания «Августа» видный американский критик Мэри МакКарти выдвигает парадоксальную мысль, что, несмотря на неоднократно высказанное Солженицыным несогласие с историософскими взглядами Толстого, текст Узла на самом деле...

Лев Лосев. Великолепное будущее России

Исторические романы, как гласит ходячая мудрость, обычно пишутся, чтобы свести счеты с настоящим. Изредка они действительно изображают события прошлого. Книга Солженицына, заглавие которой отсылает нас на семьдесят лет назад, на самом деле есть книга о будущем.

Жорж Нива. Сны в межузельях поэтики Солженицына

Издавна человек воспринимает сны как вещие сны, как завуалированные предвестья о будущем. Аристотель в «Правде о сне» положил основу другому пониманию снов, физиологическому.

Андрей Ранчин. «Повествованье в отмеренных сроках»: о генезисе подзаголовка в «Красном Колесе» А.И. Солженицына

Уникальность жанра «Красного Колеса» (именующегося в исследовательской литературе обычно эпопеей) очевидна. Соответственно, на первый взгляд, не имеет аналогов в устойчивой жанровой номенклатуре и жанр, обозначенный в подзаголовке произведения – «повествованье в отмеренных сроках».

Ирина Роднянская. Уроки четвертого узла

Не составит труда обильно цитировать документированные отрывки из «Апреля Семнадцатого», которые отзовутся в сердце жителя распавшейся послеавгустовской страны щемящим сходством. Например: «Требования автономии разносятся как эпидемия! Мы уже слышим о них каждый день и отовсюду. Местной автономии требуют эстонцы, иркутские и забайкальские буряты, молдаване, латыши, грузины, литовцы, крымские татары, хивинцы, бухарцы… В Астрахани образовался центральный калмыцкий комитет… И все сразу — за расширение. Литовцы обозначили свои губернии с избытком против поляков… Белорусы требуют — отдельного учредительного собрания… в Иркутске уже выработали готовую сибирскую конституцию: мол, сибиряки — это отдельный культурный тип, уклад их отличен от русских, экономически они в противоречии с Россией, эксплуатирующей их богатства и территорию…»

Ирина Роднянская. Ленин: художественно-исторический портрет за гранью идеологий

Портрет Ленина… Во время работы писателя над этими главами «Красного Колеса» он присутствовал зримо — в несомненной роли антииконы, то есть места реальной встречи с тем, кто на ней изображен.

Павел Спиваковский. Полифоническая картина мира

Как известно, сама возможность использования полифонической композиции в крупном эпическом произведении — важное завоевание русской литературы XIX века. Ф.М. Достоевский создал не только новую жанровую разновидность романа...

Светлана Шешунова. Фольклор в «Красном Колесе» А.И. Солженицына

Шешунова С.В. Фольклор в «Красном Колесе» А.И. Солженицына // А.И. Солженицын и русская культура: научные доклады. Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 2004. С. 103–109.

Светлана Шешунова. Фигуры убавления и прибавления

Поэтика такого уникального произведения, как «Красное Колесо», только начинает изучаться. На нижеследующих страницах рассматривается очень частный аспект этой поэтики — употребление некоторых фигур речи (они же — риторические или стилистические фигуры).

Светлана Шешунова. Колесо и крест

«Красное Колесо» А.И. Солженицына занимает уникальное место в русской словесности ХХ в. Как справедливо отметил Ю.М. Каграманов, «одним исполинским шагом было преодолено слабоумие подсоветской культуры, и, прежде всего, литературы».

Статьи 1 - 49 из 49
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец По стр.